• 30
  • Сен
85955193

Новые ресурсосберегающие технологии мойки и очистки железнодорожной техники

В нынешних условиях производства разработка инновационных технологий очистки железнодорожной техники при эксплуатации и ремонте подвижного состава приобретает важное значение. Новые технологии необходимы это для того чтобы, повысить производительность труда и качество ремонта, а также для экономии энергетических ресурсов.
В процессе работы локомотива все его узлы, агрегаты и детали подвергаются обильному загрязнению, от которого избавляются почти при всех видах текущего ремонта и технического обслуживания подвижного состава. На долю очистных работ приходится не менее 5 ÷ 8 % общей трудоемкости ремонта в депо. Обычно,такие работы наиболее грязные и тяжелые.
В настоящее время используемая в депо и на локомотиво-вагоноремонтных заводах моечная техника физически и морально устарела. Ее явно недостаточно для автоматизации и механизации всех моечных и очистных операций.
Главным средством механизации мойки и очистки загрязненных деталей служат струйные моечные машины, в которых обмывка ведется раствором кальцинированной или каустической соды. Здесь используются универсальные тупиковые и проходные машины ММД-12, ММД-6 и др., в которых струйным способом моются узлы и агрегаты локомотивов.
Данные моечные машины расходуют высокое количество пара, воды и электроэнергии. Наряду с этим качество очистки является неудовлетворительным, в особенности для агрегатов со сложной конструкцией и прочными нагарными загрязнениями. В некоторых депо дорог на протяжении долгого времени используются самодельные моечные машины.
При струйной очистке эффективно удаляются загрязнения в зоне прямого действия струи моющей жидкости. Экранированные и закрытые поверхности очищаются намного хуже. Из-за сильного пенообразования в струйных машинах запрещено применять моющие растворы с высокой концентрацией поверхностно-активных веществ.
Всё это подтверждает надобность улучшения средств очистки железнодорожной техники, состояние которой естественно влияет на решение экологических, производственных и социальных проблем наших предприятий.
В данное время разработана новая ресурсосберегающая технология мойки и очистки железнодорожной техники. Процесс обработки очищаемых объектов технологически высокоэффективен и происходит универсальными моющими средствами нового поколения.
Различие новой технологии состоит в том, что на узлы и агрегаты подвижного состава моющий раствор наносится перед процессом очистки и выдерживается в течение установленного времени в зависимости от типа и степени загрязненности.
Моющий раствор наносится с помощью специальных пневмораспылителей стационарного или передвижного исполнения. Наиболее результативным (особенно для крупных объектов) является пенный способ нанесения моющей жидкости. Пенный раствор дольше находится на поверхности и обладает повышенной моющей способностью. Подобный технологический процесс даёт возможность сократить потребление моющих средств в 8 ÷10 раз.
Для следующей операции используют агрегаты высокого давления, они позволяют очистить объект мощными струями воды. Новый гидродинамический способ очистки обусловлен такими технико-экономическими преимуществами перед обычной обмывкой в струйных моечных машинах:

  • повышенным давлением (100 ÷ 200 кгс/ и более) обмывочной воды;
  • малым диаметром (2 ÷ 4 мм) струеобразующего сопла.

Благодаря этому струя жидкости приобретает большую разрушающую силу, что позволяет удалять прочные загрязнения с очищаемых объектов без подогрева воды.
За счет большого увеличения рабочего давления воды (с 5 до 200 кгс/) в 15 ÷ 20 раз сокращается необходимый для очистки расход воды и в 5 ÷ 10 раз потребляемая мощность. Благодаря сокращению расхода электрической и тепловой энергии происходит значительный экономический эффект.Так же значительно повышается качество мойки.
Для нового метода очистки узлов и деталей используют другие водорастворимые, нетоксичные, пожаробезопасные и биоразлагаемые моющие средства.
В данное время процесс очистки железнодорожной техники происходит вручную с использованием керосина, бензина, дизельного топлива и других летучих органических растворителей.Этот технологический процесс наиболее опасен и в экологическом отношении, так как служит постоянным источником образования сильно загрязненных сточных вод, вредных парогазовых выбросов в атмосферу, нефтеотходов, повышенной загазованности и пожароопасности рабочей зоны.
Новые очищающие средства, используемые по разработанной технологии очистки, более эффективны, чем используемые в производственных процессах традиционные технологические моющие материалы.